Нина Русланова завершила кинокарьеру в 3D

Не стало большой актрисы, которая вошла в историю с картинами Германа и Муратовой

21 ноября умерла Нина Русланова. Ей было 75 лет. Накануне она почувствовала себя плохо, ее госпитализировали. Болела давно, перенесла два инсульта. Поражение легких, пневмония все ее хвори обострили. Лет восемь Русланова не снималась. Последним ее фильмом стал «Вий 3D» Сергея Степченко по Гоголю, где они с Валерием Золотухиным сыграли свои последние роли: он — Явтуха, она — его жену.

Не стало большой актрисы, которая вошла в историю с картинами Германа и Муратовой
фото kino-teatr.ru

Нина Русланова имела огромный талант, была поистине народной артисткой, и даже не в смысле широкой популярности. А уже по той причине, что чувствовала народную жизнь и нутро человеческое. Ее характер сформировал детский дом, целых шесть детдомов под Харьковом, где она выросла. Передавали ее из одного учреждения в другое после разных историй с «воспетками», как называла Русланова своих воспитательниц. Она умела за себя постоять, проявляла характер, за что ее били взрослые и травили дети. Про своих родителей она так ничего и не узнала, хотя пыталась их найти, чтобы понимать, откуда и когда пришла на свет. Она не знала точную дату рождения. Приблизительно это зима 1945–1946 годов. Дату рождения сама облюбовала — 5 декабря, «красный день» календаря, когда отмечали День Конституции. Увидела на страничке отрывного календаря дяденьку, который держал на руках девочку с воздушными шарами. Поняла, что это ее день. К тому же выходной и сытный — кормили в детдоме в честь праздника хорошо. Где родилась? Тоже можно только предполагать. Где нашли в коробке, туда и приписали: Богодухов Харьковской области. Фамилию позаимствовали у певицы Лидии Руслановой, а отчество выбрали самое простое — Ивановна. Нина Русланова не раз рассказывала, как увидела женщину с коробкой шоколадных конфет, инспектора детских домов, поговорила с ней, а та ей придумала фамилию. Безымянным детдомовским детям воспитатели давали тогда имена известных артистов, литературных героев. Русланова вспоминала, что одну девочку назвали Аней Карениной. «Не мое все», — говорила Русланова про метрику. Ласки Нина не знала. В памяти остались холод, голод, побои. Зато вспоминала с благодарностью работницу детдома Матрену Тимофеевну, которая давала ей мед. Удивительно, что Русланова говорила о своем детстве так: «Мне повезло, что я воспитывалась в детском доме. Там я приобрела жажду жизни, научилась многому: шить, готовить, драться». Но за роли не дралась, хотя иногда их отбирали. Шлейф детдомовки сопровождал ее всю жизнь, этим объясняли многие ее поступки, жесткость на площадке, которую некоторые актрисы не могут ей простить. Но самые странные вещи приходилось слышать и о Кире Муратовой, которая открыла ей путь в кино. Их почему-то побаивались, лишний раз и подойти опасались, но все это был какой-то обман. Собеседницы они были великолепные. Неординарные, это да.

Еще в детском доме Нина участвовала в самодеятельности, в театральных постановках, читала стихи и танцевала, но не пела, по стопам Лидии Руслановой пойти не могла. Учиться после восьмого класса пошла на штукатура в строительное училище, куда детдомовских сразу же направляли, поскольку это реальная профессия, способная прокормить. Около двух лет Русланова проработала маляром на стройке, но от судьбы не уйдешь. Как-то увидела от руки написанное объявление про экзамены на актерский курс и пошла поступать в Харьковский театральный институт. Только взяли ее туда со второй попытки. Отучившись там два года, отправилась попытать счастье в Москву, поступила в Театральное училище им. Щукина. Опять выживала, жила в общежитии, работала в поликлинике уборщицей. А курс был уникальный: Леонид Филатов, Александр Кайдановский, Иван Дыховичный, Владимир Качан, Анастасия Вертинская, Борис Галкин. Вспомнились рассказы Сергея Никоненко, как в его коммуналку в районе Арбата приходили шумные компании щукинцев, набивались в комнату метражом в 13,9 кв. метра. Никита Михалков приводил Нину Русланову и Владимира Качана, они там что-то репетировали. А Сергей Никоненко кормил их картошкой и котлетами.

Талант у Руслановой был большой, и его сразу заметили. В кино она начала сниматься еще студенткой второго курса. В Щукинское училище пришла Кира Муратова и пригласила в «Короткие встречи». Съемки студентов тогда не приветствовались, но руководитель курса Вера Львова отпустила Русланову на Одесскую киностудию. Так Нина встретилась на одной площадке с Владимиром Высоцким, в героя которого ее Надя, скромная сотрудница столовой, была влюблена. Муратова очень ценила Русланову, она была ее золотым запасом, вместе они работали на картинах «Познавая белый свет», «Среди серых камней», «Настройщик», «Чеховские мотивы», «Мелодия для шарманки». С «Короткими встречами» связан и переезд Нины в квартиру своего педагога Веры Львовой. Она приютила не только ее, но и ее мужа Геннадия, студента МГУ и будущего физика.

Наверное, главной ролью Руслановой стала актриса Наташа в великом фильме Алексея Германа «Мой друг Иван Лапшин». От сцены объяснения в любви у многих дрожь, а ведь всего-то сказана хриплым руслановским голосом одна фраза. А в ней — все. Так что лишних слов не нужно. С Германом Русланова еще раз встретилась в фильме «Хрусталев, машину!», где сыграла жену генерала. Муратова и Герман знали толк в актерах, и Русланова сделала их фильмы такими, какими мы их любим, настоящими шедеврами. Важными стали ее работы в фильмах «Не стреляйте в белых лебедей» Родиона Нахапетова, где у нее потрясающий дуэт со Станиславом Любшиным, «Будьте моим мужем» Аллы Суриковой, «Зимняя вишня» Игоря Масленникова, «Собачье сердце» Владимира Бортко, «Завтра была война» Юрия Кары, «Остановился поезд» Вадима Абдрашитова, сериалы «Тени исчезают в полдень», «Цыган», «Участок». А фраза из «Цыгана» «примите меня в цыгане, вольную жизнь люблю» ушла в народ.

В последние годы из-за болезни Русланова уже не снималась. Лет семь-восемь не выходила на площадку. Удивительно, что после первого инсульта, перенесенного в 2009 году, она еще продолжала работать. Но второй, в 2014-м, оказался несовместим с профессией. Дочь Олеся взяла все заботы о матери на себя, а разговоры о том, что Русланова всеми забыта и покинута, всего лишь разговоры. Из-за порока сердца врачи не советовали Нине Ивановне рожать, но она решилась, дала даже подписку, что в случае чего выбирать из двух жизней одну — новорожденной дочери, не ее. Пришлось ехать в Гродно, в Белоруссию, откуда родом муж, чтобы на свет появилась Олеся. Московские медики ответственность на себя брать не стали. Нина Ивановна воспитала прекрасную, любящую дочь, радовалась внуку Кириллу. Свою жизнь не скрывала, но в нее никто и не лез. Русланова мало интересовала любителей пикантных новостей. Не того поля ягода. Да и побаивались ее.

Кино оттеснило театр на второй план, хотя после театрального училища Нина Русланова была нарасхват. Ее приглашали сразу в несколько московских театров, а она выбрала Театр им. Евг. Вахтангова, где за 15 лет много чего переиграла: от Мольера и Чехова до Корнейчука и Дворецкого. Она выходила на сцену Театра им. Маяковского и Театра им. Рубена Симонова. Прожила счастливую и объемную жизнь, не плоскую, в 3D, подарив нам более 200 ролей в театре и кино.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28671 от 23 ноября 2021

Заголовок в газете: Нина Русланова завершила кинокарьеру в 3D

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру