«Вертинский» вызвал споры: «стыдный провал» или «фильм, который нельзя пропустить»

Сериал проверил вкусы аудитории на прочность

Сериал о знаменитом шансонье проверил на прочность вкусы российской аудитории. Причем своего рода тест прошли убеждения как поклонников местных сериалов, так и тех, у кого они не вызывают ничего кроме гнева. Публика снова разделилась, но на этот раз для строительства баррикад был хотя бы приличный повод.

Сериал проверил вкусы аудитории на прочность
Алексей Филимонов в роли Александра Вертинского. Фото пресс-службы Первого канала.

Убедительный фильм со множеством невнятных моментов. Наверное так правильнее всего назвать сериал «Вертинский», по крайней мере, если суммировать мнения и диванных критиков и тех, кто получает за свои умозаключения гонорары. В этой картине довольно много всего и уже поэтому категоричных оценок в духе «стыдный провал», «феерическое фуфло» или «фильм, который нельзя пропустить» явно меньше, чем попыток разложить по полочкам усилия тех, кто был в проекте в кадре и за кадром.

В ходе просмотра у многих могло возникнуть подозрение, будто режиссер Авдотья Смирнова позаботилась о том, чтобы злобные, менее злобные и даже добрые зрители и критики получили поводы высказаться. Первая и вторая серия скорее разочаровали, чем порадовали. В пока не огромной режиссерской фильмографии Смирновой уже есть костюмированные фильмы, но на лавры визионера Авдотья как-то не претендовала. И начало «Вертинского» породило сомнения насколько ей вообще по зубам показать, да еще и интересно, разные эпохи и города мира. Но уже с третьей серии все перетерпевшие начало могли изменить свое мнение и ничуть не жалеть о том, что у них дома большой телевизор.

Почти все сериалы федеральных каналов обычно сопровождаются замечаниями в духе «опять одни и те же рожи, неужели актеров в стране мало». В «Вертинском» тоже не обошлось без так называемых медийных лиц, тиражность которых иногда вызывает недоумение. Но здесь звезд используют весьма грамотно. Трудно представить какой гнев обрушился бы на Паулину Андрееву, если бы в образе дивы черно-белого кино Веры Холодной она провела бы на экране побольше времени. Не повезло бы и Виктории Исаковой, задержись она как Марлен Дитрих в сериале чуть дольше. Но им, равно как и Анне Михалковой, Алене Бабенко, Михаилу Трухину и другим очень узнаваемым актерам и актрисам отмерено ровно столько, чтобы публика не успела начать возмущаться по поводу одних и тех же.

Ошибка с актером на главную роль может привести к катастрофе. Нечто подобное случилось с фильмом «Высоцкий. Спасибо, что живой». Там у главного героя была прямо-таки роскошная свита персонажей второго плана, но как только в кадре появлялся Сергей Безруков в маске, весь советский шик картины превращался в фарс не самой лучшей пробы. Играя Вертинского, актер Алексей Филимонов не носил маску, более того, он явно не старался точно изобразить исторического персонажа. Но еще лучше то, что Филимонов не из сериальной обоймы. Окажись на его месте любой из тех, кто вчера мент, сегодня разведчик, а завтра боярин петровских времен, непременно пошли бы шутки-прибаутки о потешных перевоплощениях. Филимонов таких поводов для смеха пока не дает. Можно сказать, что в «Вертинском» он оказался в подходящий момент своей карьеры.

Следовало ли ему петь Вертинского? Здесь, скорее всего, правы те, кто не очень в этом уверен. В сериале музыка имеет большое значение, потому что песня является кульминацией каждого эпизода. И если уж актер исполняет эти шлягеры из золотого фонда практически на крупном плане, то нужно быть готовым к тому, что начнут сравнивать с оригиналом. А оригинал, давайте уж будем откровенны, побогаче будет.

Наконец самый обсуждаемый вопрос: «А такое вообще было?» Историки, которые комментировали развитие сюжета сериала, в массе своей далеки от восторгов, помещая киноверсию жизни Вертинского где-то между «не совсем так» и «совсем не так». И здесь Авдотья Смирнова может почувствовать неожиданное родство с чилийским режиссером Пабло Ларраином, снявшим фильм «Спенсер» о принцессе Диане. Когда Ларраина стали упрекать в явном вольнодумстве в отношении исторических деталей, он не без иронии советовал воспринимать свой фильм как сказку о прекрасной девушке, попавшей в плен жизненных обстоятельств. Смирнова и Ко пока не дошли до такой степени иронии, однако настаивают на том, что их биография Вертинского прежде всего художественная.

Священная борьба за правду начинается вокруг каждого проекта, так или иначе связанного с историческими личностями. Но борьбу эту ведут исключительно зрители. Режиссеры и сценаристы прежде всего стараются сделать персонажей и события наиболее кинематографичными и уже потом правдивыми. О великом шансонье уже есть с десяток документальных фильмов, но игровой сняли впервые. Священный трепет перед фактами не самая сильная сторона сериала Авдотьи Смирновой, но как шоу для федерального прайм-тайма «Вертинский» имеет свойства деликатеса. Не так уж часто на больших каналах подают доброе сердце и аристократичную осанку под соусом (в диетической его версии конечно же) из секса, наркотиков и рок-н-ролла.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28687 от 15 декабря 2021

Заголовок в газете: Страсти по «Вертинскому»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру