Марчелли поставил пьесу Арбузова «Жестокие игры» про фатальное одиночество

Марчелли поставил пьесу Арбузова «Жестокие игры» про фатальное одиночество

«Жизнь идет, а радости нет»

Евгений Марчелли впервые после своего назначения на пост художественного руководителя Театра им. Моссовета, а это произошло больше года назад, поставил спектакль на большой сцене. Выбор сделал неожиданный, обратившись к популярной в советские годы пьесе «Жестокие игры» Алексея Арбузова. Возникает вопрос – зачем?

Фото: Елена Лапина/mossoveta.ru.

Пьеса написана в 1978 году. А Марчелли принадлежит к тому поколению, для которого легендарная постановка Марка Захарова в московском Ленкоме многое значила. Хотя, как выясняется, тех «Жестоких игр» он не видел, потому что жил не в Москве,  но много о спектакле читал. Первое действие вводит в смятение, не понимаешь, зачем, собственно, возвращаться к эстетике прошлого. При этом непонятно, в какое время происходят события. Текст звучит вполне современно за исключением отдельных слов и фраз, которые  Марчелли  не актуализирует.  В голову лезут мысли о том, почему, работая в провинции, режиссер ставит столичные спектакли, а оказавшись в Москве, выглядит провинциалом. Зная Евгения Марчелли по  прежним постановкам, ждешь чего-то необычного, а получаешь совсем другое. Но второе действие круто все меняет, причинно-следственные связи выстраиваются, а некоторые сцены поражают.    

Герои Арбузова как архетипы сохраняются. Они примерно такие, какими их вывел знаменитый советский драматург. Нынешние реалии могут скорректировать восприятие, придать  опасную двусмысленность и  спровоцировать скандал. Три друга вместе, но одиноки, каждый сам по себе. Буквально на днях, когда молодежь выехала на улицы праздновать Хэллоуин на роликовых коньках и пронеслась  шумной толпой мимо прохожих, создавая иллюзию праздника и единения, было очевидно, что в этой гуще каждый сам по себе, никто ни с кем не знаком и не познакомится. У Марчелли все примерно так и обстоит. 

Мальчик Кай живет словно в царстве Снежной королевы с льдинкой вместо сердца. В перманентной тоске лежит на широкой черной кровати в большой московской квартире, пока его мать находится в длительной загранкомандировке в Исландии с новым мужем. Кай  малюет странные картины  на белой стене и  женском теле. Его бесстрастная модель, стоя  на стремянке,  надувает пузыри из жвачки, пока художник раскрашивает ее интимные места. Им бы в руки гаджеты, тогда все было бы понятно: живая связь прервана, достаточно виртуального общения. Любопытно, что у молодого  поколения постановка Марчелли  ассоциируется с популярным  южнокорейским сериалом «Игра в кальмара». И то, что героям Арбузова достаточно консервированных крабов,  чтобы отметить день рождения, только добавляет сравнений.  

Девушку Нелю из Рябинска, приехавшую поступать в медицинский, появившуюся на пороге  квартиры Кая,  играет  Екатерина Девкина. Еще недавно  она была актрисой ярославского театра им. Ф.Волкова, которым руководил Евгений Марчелли.  Неля не говорит, а орет, совершает резкие движения, как могла бы  на ее месте действовать  корейская актриса. Все гипертрофировано, но не всегда работает.  Кай в исполнении Мити Федорова находится в спячке. Его «типа друг» Терентий в исполнении Ивана Расторгуева  —  простолюдин из общежития,  не лишенный тяги к самодеятельному творчеству. За ним  как тень ходит  отец (Александр Бобровский), испытывающий чувство вины перед отпрыском за пьяно прожитую жизнь. Никита, которого играет Нил Кропалов, — тоже аморфное существо, при этом достигшее каких-то математических и спортивных высот. Да и с девушками у него проблем нет. Приходя  к Каю, Никита тут же ложится на пол.  У себя дома ему плохо, хотя семья в полном порядке, просто ужинают там поодиночке. 

«Хор равнодушных» заполняет всю сцену. Актеры всех поколений и разных заслуг одеты в яркие дождевики, исполняют  All I need is your love tonight и призваны олицетворять тотальное одиночество. Смотреть на них грустно. Столько страдания в глазах,  вызванного не поставленной режиссером задачей, а переживаниями о собственной участи. Как скажет Евгений Марчелли, жизнь идет, а радости нет. Но это он по существу спектакля. 

Временная благодать царит разве что в тайге, куда отправится Неля в поисках счастья. Молодой врач Миша Земцов (Антон Аносов) полюбил геолога Машу (Ирина Климова), выросшую в детдоме и сильно старше его. Она вся в белом, и это очень эффектно. У них только что родилась дочь.  Все прекрасно, и  дом  экологически чистый, из дерева.  Тайга обозначена воткнутой в стену елью, грандиозно придуманной сценографом Анастасией Бугаевой. Потом на ней, как на суку, будет сидеть Никита, у которого есть еще как минимум одна эффектная сцена  поедания шоколада между ног Нели.  Но жизнь повернется своей черной стороной, и сладости как ни бывало. Одна только горечь. Как призраки появляются родители. Мать Нели, разыскивающую дочь, великолепно и ближе всех к замыслу режиссера сыграла Лариса Кузнецова.  Кажется, совсем недавно  она и сама олицетворяла младое племя  в «Пяти вечерах» Михалкова, а теперь держит в руках  сломанную  куклу как символ потерянного счастья. Рядом  застыл отец Тимофея, превратившийся из слесаря в аристократа, умеющего красиво молчать и держать спину. Счастья нет. Только лед и одиночество.

Источник: mk.ru

Похожие записи

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *