Как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях: правильно, легко и просто

Как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях: правильно, легко и просто

 Как научить ребенка читать с нуля: классические и новые способы

  • Когда учить ребёнка читать
  • Готов ли ребёнок учиться читать
  • С чего начинать обучение
  • Методики обучения чтению
  • Звуковой метод
  • Традиционная методика с азбукой и букварем
  • Букварь Надежды Жуковой
  • Кубики Зайцева
  • Методика Воскобовича
  • Методика Чаплыгина
  • Карточки Домана
  • Методика Полякова
  • Методика Монтессори
  • Методика Ольги Соболевой
  • Как пошагово научить ребенка читать
  • Шаг 1. Изучение букв
  • Шаг 2: Соединение букв в склады и короткие слова
  • Шаг 3: Расширение словарного запаса в письменной речи
  • Шаг 4: Составление словосочетаний и предложений
  • Шаг 5: Чтение текстов
  • Правила обучения чтению
  • Упражнения для обучения чтению
  • Игры для обучения чтению

© Depositphotos / evgeny atamanenkoЧитать ria.ru в Как правильно в домашних условиях научить ребенка до 6-7 лет читать с нуля – по азбуке, с помощью кубиков или другими способами – обзор методик, а также простые задания и легкие игры — в материале РИА Новости.Когда учить ребёнка читатьУ специалистов по дошкольному образованию нет единого мнения, в каком возрасте лучше приступать к обучению. Некоторые авторы методик раннего развития настаивают, что начинать нужно с двух-трех лет. Другие считают, что раньше шести-семи лет в этом нет необходимости.Некоторые американские ученые уверены, что не существует единых стандартов. Некоторые дети учатся читать в три-четыре года, другие — в семь лет и позже. Принуждение к обучению до того, как ребенок будет готов, может ему навредить.С этим согласен Владимир Загвоздкин, старший научный сотрудник Федерального института развития образования. В интервью РИА Новости эксперт отметил: «Заставлять читать ребенка, мозговые центры которого, отвечающие за процесс чтения, еще не созрели, не только бессмысленно, но и может нанести существенный вред его развитию».

6 мая 2020, 09:05Нейропедагог посоветовала заниматься с детьми «йогой для мозга»Готов ли ребёнок учиться читатьЭксперты в разных странах выделяют разные признаки, по которым можно понять, что пора начать обучение. К ним можно отнести следующие:

  • —малыш проявляет интерес к книгам и чтению;
  • —он умеет правильно держать книги и знает, как с ними обращаться;
  • —у ребенка развит фонематический слух – способность распознавать отдельные звуки в слове (фонемы) и разбивать на них слова;
  • —ребенок свободно владеет устной речью и имеет достаточно большой словарный запас.

С чего начинать обучениеСпециалисты Американской академии педиатрии утверждают, что родители должны читать детям с самого раннего возраста. На то есть веские причины:

  • 1Чтение малышу вслух способствует развитию мозга.
  • 2Прививает ребенку любовь к чтению, что повышает общую грамотность. Дети, которые читают для удовольствия, лучше учатся в школе.
  • 3Совместное чтение помогает ребенку и родителям сблизиться.
  • Не менее важна культура чтения в семье. Если малыш видит, что взрослые любят читать, он тоже начинает интересоваться книгами.

    1 декабря 2017, 12:01НаукаЧтение вслух улучшает память, заявляют ученыеМетодики обучения чтениюЕсть много способов научить ребенка читать. Не всем детям подходит одна и та же методика.Звуковой методЭтот способ обучения был разработан в XIX веке. Первым этапом было протяжное произношение согласных, после чего переходили к слиянию согласной и гласной. При этом ребенку не предлагали учить названия букв.Звуковой метод широко используется для обучения чтению англоязычных детей. В английском одна и та же буква может читаться по-разному в зависимости от того, какие буквы рядом с ней. Например, в слове ‘cat’ ‘c’ читается как [k], а в ‘cinema’ – как [s].В России звуковой метод был существенно доработан и лёг в основу современного классического способа обучения грамоте.

    19 января, 08:00Вперед в прошлое: как российских детей учат по «сталинским» учебникамТрадиционная методика с азбукой и букваремСамый известный из создателей этой методики – Константин Ушинский, основоположник научной педагогики в России. Ушинский предложил принципиально новый подход – не просто заучивание и соединение элементов языка, а анализ живой речи. Например, в учебнике педагога «Родное слово» были упражнения на сопоставление звуков и их сочетаний друг с другом, деление слов на слоги, выбор из них гласных. По этой методике дети учатся читать буквы и их сочетания, затем – простые тексты по слогам.Букварь Надежды ЖуковойНадежда Жукова, логопед и кандидат педагогических наук, разработала пособие на основе традиционной методики, однако оно не просто обучает ребенка читать, но и предупреждает распространённые ошибки в письме. Отличительная особенность её букваря – использование слога в качестве минимальной единицы чтения.© РИА Новости / Рамиль СитдиковКубики ЗайцеваСоздатель кубиков российский педагог Николай Зайцев взял за основу метод Льва Толстого. Главная идея – обучение не по буквам или слогам, а по складам. Склады состоят из:

    • —пары «согласная и гласная» (СО-БА-КА),
    • —сочетания согласной и мягкого или твёрдого знака (ЛО-СЬ),
    • —одной буквы (А-И-С-Т).

    Такой метод значительно упрощает освоение чтения: в русском языке слог может состоять из 5-10 букв – например, «горсть», «вдруг», а склад – максимум из двух.В наборе Зайцева 61 кубик. Они различаются:

    • —по объёму: на больших – твёрдые согласные, на маленьких – мягкие, на двойных – шипящие;
    • —по цвету и звуку при встряхивании: на серых с железным наполнителем – звонкие согласные, на оранжевых с деревянным наполнителем – глухие, а на жёлтых с бубенцами внутри – гласные.

    В комплект помимо кубиков входят:

    • —таблица со складами,
    • —пособие для родителей и учителей,
    • —аудиодиск, где на мотив популярных мелодий распеваются склады из таблицы и алфавит.

    Дети на кубиках учатся читать склады, затем показывают их на таблице и пропевают вместе со взрослым. В ходе обучения используется много игр. На занятиях малышу разрешают ходить по комнате, прыгать, бегать.

    14 ноября 2013, 17:40Эксперты выступили против сверхраннего обучения детей чтению и письмуСверхраннее обучение приводит к неврозам и уничтожает у ребенка мотивацию к учебе, считают эксперты в области образования.Методика ВоскобовичаНаиболее известные пособия автора – «Складушки» и «Теремки».»Складушки» – это альбом с картинками и песенками. На первых страницах – инструкция для родителей. К изданию прилагается CD-диск с аудиозаписями. Пособие рассчитано на детей с двух лет. За основу Воскобович взял складовой метод Зайцева.Вначале ребенок учит буквы и их сочетания, а затем пропевает стишки. Согласные изучаются не по алфавиту, а вместе с гласными по парам звонкие – глухие.В пособии два вида кубиков, сделанных из толстого картона:

  • 1полые без верхней грани – “теремки”, на плоскостях которых изображена согласная буква, а рядом с ней вырезано окошко;
  • 2обычные картонные кубики; на их гранях – гласные, твёрдый и мягкий знаки, картинки.
  • Когда кубик-вкладыш вставляется в «теремок», одна буква оказывается в окошке рядом с другой – получается склад. Всего в наборе 12 “теремков”, 12 кубиков-вкладышей и руководство для родителей с инструкцией, заданиями и играми. Пособие рассчитано на детей от двух до восьми лет.

    3 июня 2019, 08:14Роскачество оценило приложения для обучения детей чтениюМетодика ЧаплыгинаЕвгений Чаплыгин – детский спортивный тренер по образованию. Он обучал своих детей читать по азбуке Льва Толстого, а позже узнал о методике Зайцева. Ознакомившись с ней, автор пришел к выводу, что взрослому придется потратить немало времени и сил, чтобы научиться применять метод. Тогда Чаплыгин создал свою систему обучения, упростив методику Зайцева.На гранях кубиков Чаплыгина – не склады, а буквы или знаки препинания. Для пробелов есть два кубика без изображений. Кубики соединяются друг с другом с помощью магнитов. При этом поставить символ вверх ногами не получится: магниты не сработают.В пособии Чаплыгина «Я читаю сам»:

    • —16 деревянных кубиков,
    • —методички для родителей,
    • —игровые материалы.

    Методика рассчитана на детей от четырех до восьми лет. Из кубиков составляются слова и фразы, а для запоминания и подсказок используются карточки с картинками. После прохождения всех заданий и экзамена ребенку выдаётся диплом.© Fotolia / serenkoАлфавит русского языкаКарточки ДоманаГленн Доман – американский врач-физиотерапевт. Изначально его методика предназначалась для детей с тяжёлыми заболеваниями нервной системы – такими, как церебральный паралич, эпилепсия, аутизм, синдром Дауна и синдром дефицита внимания и гиперактивности. Однако со временем этот способ стали использовать для обучения здоровых детей.Систему Домана называют методом целых слов. Эта концепция появилась в XVIII веке в Германии, а в XIX-м стала широко известна в США. Суть подхода в том, что сначала дети запоминают слова, а потом буквы и звуки. К изучению алфавита приступают только после того, как ребенок научился читать.Взрослому предлагается несколько раз в день показывать ребенку карточки со словами, одновременно произнося их. На обратной стороне могут быть картинки. Каждой карточке посвящена одна секунда.Длительность сеансов – от 15 до 30 минут. Важно, чтобы ребенку было весело и интересно. Доман также подчеркивал, что для успешного обучения необходимо положительное подкрепление. В конце каждого урока нужно обязательно похвалить маленького ученика.Автор методики утверждал, что обучать можно с шести месяцев, и чем раньше начать, тем быстрее будет результат. Если тянуть до шести лет, дети вряд ли смогут полностью раскрыть свой потенциал.

    20 сентября 2018, 09:10Академик РАО: проверка скорости чтения доводит школьников до заиканияВ России метод целых слов применялся в 1918—1931 годах. Опыт показал, что для русского языка этот способ обучения менее эффективен, чем другие. Он работает с английским языком, потому что в нём около 80% лексики – односложные слова и нет склонений и спряжений. Однако даже при изучении английского возникают проблемы. У ребенка не получается произнести новое для него слово, так как он не знает, как читать более мелкие единицы языка.Методика ПоляковаСергей Поляков изначально занимался с детьми по методике Зайцева, однако позже разработал собственную систему обучения детей от двух лет. Автор заимствовал у Зайцева чтение по складам и изучение звуков без названий букв, а у Домана – принцип многократного показа группы символов с их одновременным озвучиванием. В процессе отдельные элементы заменяются на новые. Полученные знания закрепляются специальными играми. Дети не сидят за партами. Они могут свободно ходить и бегать по классу.Обучение происходит с помощью настенных пособий – «домиков для букв». В каждом окошке – склад. Малыши изучают последовательно буквы, склады, слоги, слова и предложения, затем читают книжки, написанные или адаптированные автором, и пересказывают их содержание, после чего переходят к самостоятельному чтению детской литературы.© РИА Новости / Виталий АньковАзбука и букет цветов на партеМетодика МонтессориМария Монтессори – итальянский доктор и автор методики, используемой педагогами во всём мире. Разрабатывая её, Мария пришла к выводу, что в среде, где занятия направлены на поддержку естественного развития детей, они приобретают способность к самообразованию. Особый акцент делается на уважении к ребенку и отсутствию принуждения.Для обучения используется множество материалов:

    • —книги;
    • —карточки со словами или шероховатыми буквами;
    • —подвижный алфавит – набор вырезанных букв из пластика, дерева или мягкого полиэтилена;
    • —наборы игрушек с предметами обихода – для кухни, ванной, уборки, инструменты для сада и т. д.;
    • —материалы для творчества и развития сенсорики.

    © Pixabay /Ben KerckxДевочка читает книгуПринципы методики:

  • 1Основное внимание уделяется развитию двигательных навыков и восприятия. Тренировка мышц рук позволяет быстрее научиться писать буквы и цифры.
  • 2Вначале осваивают письмо, затем – чтение. Малышу предлагают обводить пальчиком буквы из шероховатой бумаги на карточках. После ребенок учится собирать из букв слова. Взрослые не исправляют ошибки. Считается, что со временем они уйдут без какого-либо вмешательства. Основная цель на начальном этапе — чтобы ребенок научился выражать свои мысли в письменной форме, а не изучать правила грамматики.
  • 3Запоминание происходит через реальный опыт. Одна из игр выглядит следующим образом: ребенок берет из коробки карточку со словом. Если это глагол, ему предлагают выполнить соответствующее действие, а другие угадывают, какое слово он увидел. Если попадается существительное, надо найти нужный предмет и наклеить на него карточку.
  • Учить ребенка читать по Монтессори дома непросто: придется купить много дорогостоящих материалов, организовать особое пространство для занятий. Эта методика больше подходит для детских садов, однако можно включить некоторые её элементы в домашнюю программу обучения.

    20 ноября 2008, 15:28Как воспитать одаренного ребенка – советы психологов и педагоговПсихологи считают, что потенциально одаренным может быть каждый здоровый ребенок. При благоприятных условиях, которые создаются для него в школе и дома, потенциальные таланты развиваются в реальные.Методика Ольги СоболевойОльга Соболева – российский педагог и методист. В основе её метода лежит «двуполушарный подход» – одновременное развитие образного и логического мышления. В букваре автора есть задания разных уровней – сюжетные и ассоциативные игры, а также простые упражнения с игровыми элементами. К каждому прилагается комментарий для взрослого. Книга рассчитана на детей от четырех до восьми лет.Принципы методики:

  • 1Движущей силой обучения должен быть интерес, удовольствие от чтения. При малейших признаках скуки внимание ребенка сразу переключают на другое задание или заканчивают урок.
  • 2Не должно быть принуждения, проверок и закрепления навыков. Обучение ориентировано на процесс, а не на результат.
  • 3Необходимо, чтобы инициатива исходила от ребенка. Можно положить книгу на видное место и дождаться, пока он сам её откроет.
  • 4Активное участие взрослого не менее важно. Он должен поощрять интерес ребенка, помогать, вовлекать его эмоционально.
  • По словам Соболевой, методика развивает образное и абстрактное мышление, интуицию, фантазию и воображение, языковое чутье и память – зрительную, слуховую, тактильную и даже обонятельную. Буквы воплощаются в разных образах, танцуют и выполняют другие действия. В букваре можно рисовать, есть много заданий по письму.Соболева настаивает, что для формирования навыка осознанного чтения необязательно учить фонетику, анализировать слово и т. д. Единственный элемент теории, о котором может ненавязчиво сказать взрослый – звонкость и глухость согласных: «В этом слове буква читается твердо, а в этом — мягко». Затем приводит пример: «Выберем букву “М” и возьмём два слова – “мама” и “мишка”».

    2 мая 2019, 10:18КультураНорвежский ученый рассказала, почему электронные книги не вытеснят бумажныеКак пошагово научить ребенка читатьБольшинство методик сводится к изучению элементов языка от мелких к крупным. Многие специалисты подчеркивают необходимость игрового подхода.Шаг 1. Изучение буквНиколай Зайцев отметил, что азбука запутывает ребенка. Изображения букв в его сознании начинают ассоциироваться не со звуками, а с картинками. Малышу трудно понять, как, например, «лось», «индюк», «сокол» и «аист» превращаются в слово «лиса». Лучше использовать букварь, кубики, буквы из пластика, дерева или картона.Кроме того, важно показать малышу, что письменный язык пронизывает всю жизнь. Например, можно искать с ребенком буквы на плакатах, вывесках магазинов, упаковках и т. д.Шаг 2: Соединение букв в склады и короткие словаСуществует множество игр и заданий для овладения этим навыком. Самое простое – складывать слово из кубиков или вырезанных букв. Ещё можно попробовать следующее упражнение:

  • 1Взять короткое слово и произнести каждый звук отдельно.
  • 2Прочитать по складам, растягивая звуки, а затем и слово целиком.
  • 3Предложить ребенку повторить.
  • © Depositphotos / Tyler Olson/SimplefotoМама с ребенком в книжном магазинеШаг 3: Расширение словарного запаса в письменной речиЗдесь помогут флеш-карточки. Можно во время чтения указывать на слова в книгах, а через какое-то время попросить малыша сделать это самому. Хорошая идея – наклеить стикеры на предметы в квартире.Шаг 4: Составление словосочетаний и предложенийНа этом этапе можно использовать кубики, буквари, карточки и другие материалы.Шаг 5: Чтение текстовОсновная цель обучения чтению – понимание информации, которая передается с помощью письма, поэтому необходимо не просто учить читать, а вовлекать ребенка в обсуждение историй, просить пересказать их. Будет полезно петь песенки и читать скороговорки.© Fotolia / Oksana KuzminaПравила обучения чтениюЕсли обобщить, рекомендации большинства методистов можно свести к следующим правилам.Специалисты советуют заниматься с ребенком не более 20 минут в день пять дней в неделю, но время можно немного сократить или увеличить с учетом возраста.Если уроки будут скучными, у него может пропасть интерес к чтению. Поможет игровой подход: ребенок будет лучше запоминать информацию, меньше уставать, и у него сохранится мотивация. Книги малыш может выбрать сам.Слишком сложные задания могут вызвать чувство неполноценности и стресс.© РИА Новости / Владимир ПесняЖенщина и ребенок читают книгуКогда ребенок слишком возбужден, капризничает или расстроен, от занятий будет только хуже. В хорошем настроении дети более восприимчивы к новому материалу.Лучше предложить малышу найти ошибку самостоятельно. Если у него не получается, можно напомнить, как прочитать правильно. Когда взрослый акцентирует внимание на неудачах, критикует и сравнивает ребенка с другими детьми, его мотивация снижается.Хорошая идея – приготовить на конец урока интересную игру или упражнение.© РИА Новости / Рамиль СитдиковУпражнения для обучения чтениюЗадания для обучения грамоте строятся по принципу от простого к сложному.1. Для этого понадобятся карточки с картинками и материалы с буквами – карточки, кубики или вырезанный алфавит.Нужно показать ребенку картинку, дать ему буквы, из которых состоит слово, и попросить разложить в правильном порядке. Затем можно усложнить задание – дать больше букв и предложить ребенку составить как можно больше слов из имеющихся материалов.2. Необходимо положить на стол:

    • —несколько картинок,
    • —материалы со складами, с которых начинаются слова,
    • —несколько вариантов со складами, которыми слова оканчиваются; можно добавить лишние склады.

    Пусть ребенок соединит элементы.3. Взрослый закрывает рукой или листом бумаги последнее слово в предложении. Ребенку нужно догадаться, какое слово спрятано, или придумать свой вариант, в зависимости от цели упражнения.© РИА Новости / Антон УницынИгры для обучения чтениюПроцесс обучения в таком возрасте неразрывно связан с игровой деятельностью.Можно составить список покупок вместе с ребёнком. План действий:

    • —открыть холодильник и шкафы, где хранятся продукты;
    • —спросить малыша, что нужно купить;
    • —записать названия продуктов на листочке и попросить прочитать.

    Необходимо:

    • —на прогулке вместе с ребенком сфотографировать пять вещей, которые ему понравились;
    • —по возвращении домой записать их названия;
    • —предложить ребенку прочитать и рассказать о них.
  • 1выбрать простую сказку или историю, записать её на листе бумаги крупными буквами;
  • 2предложить ребенку прочитать текст, помочь, если возникнут сложности;
  • 3разрезать лист на предложения;
  • 4перетасовать и попросить ребенка разложить карточки в правильном порядке.
  • © РИА Новости / Константин ЧалабовПосетительница в библиотеке

    Источник

    Похожие записи

    Оставить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *